Чтобы речь появилась, должен быть сформирован фундамент, который состоит из нескольких «кирпичиков»-сенсорных систем. К ним относятся:
С чего начинается речь?
Первое, что слышит мать после рождения- это крик. Кричат все, независимо от национальности, наличия или отсутствия инвалидности, проблем со слухом.
Плач- это голосовая реакция ребенка на дискомфорт. Крик не имеет ничего общего с общением, потому что его вызывают две биологические потребности: в пище и защите. На ранних этапах развития ребенка «общение»- это улица с односторонним движением.
Она односторонняя и осуществляется в основном бытовыми действиями матери (кормит ребенка, устраняет причину дискомфорта, успокаивает). Единственная реакция ребенка в этот период -вокализация крика.
Первое общение между ребенком и значимым взрослым-это визуальное общение, которое начинается со второго месяца жизни. В этом возрасте младенцы фиксируют свой взгляд на лице взрослого и наблюдают и отслеживают его движения.
С двухмесячного возраста общение со взрослым устанавливается с помощью зрения, а первым мимическим движением становится улыбка ребенка в ответ на улыбку взрослого.
В возрасте 3-4 месяцев характеристики плача меняются, а интонации становятся более выраженными.
Матери могут понять потребности ребенка по его плачу. Развиваются навыки общения с помощью интонации.
Между 3 и 6 месяцами у ребенка появляется интерес к языку, он начинает прислушиваться к звукам, правильно реагировать на интонацию и узнавать знакомые звуки.
Кроме того, становятся слышны лепет (с 4-5 месяцев), возгласы восторга и потягивания. Однако можно услышать и звуки, очень похожие на гласные (а, о, и, э). Это происходит не потому, что ребенок произносит их намеренно, а потому, что артикуляционный аппарат находится в определенной случайной позе.
В возрасте четырех-пяти месяцев в речи ребенка можно услышать первые «слоги». Формируется так называемый словообразовательный механизм. Семантическая сторона речи ребенка уже значительно развита, и слова становятся реальными координаторами его деятельности и поведения.
Между 2 и 6 месяцами на монолог матери ребенок начинает отвечать звуками, жестами и подражаниями. Наиболее важной из них является подражание, особенно улыбке, на которую ребенок может реагировать.
В возрасте от 6 до 12 месяцев ребенок начинает понимать отдельные инструкции, используя знакомые словосочетания, и выполняет некоторые словесные команды, такие как «поцелуй папу», «где мама», «дай руку» и тд.
Между 8-9 и 12-14 месяцами ребенок начинает воспринимать общение с матерью и пытается отвечать на него общими жестами. Эта форма общения приближается к диалогу. Важный голос взрослого теперь воспринимается ребенком не только как фактор эмоционального воздействия, но и некий феномен, в котором можно выделить интонации вопросов, подсказок и перечислений.
- зрение
- слух
- вкус
- обоняние
- восприятие тела
- осязание
- вестибулярная система.
С чего начинается речь?
Первое, что слышит мать после рождения- это крик. Кричат все, независимо от национальности, наличия или отсутствия инвалидности, проблем со слухом.
Плач- это голосовая реакция ребенка на дискомфорт. Крик не имеет ничего общего с общением, потому что его вызывают две биологические потребности: в пище и защите. На ранних этапах развития ребенка «общение»- это улица с односторонним движением.
Она односторонняя и осуществляется в основном бытовыми действиями матери (кормит ребенка, устраняет причину дискомфорта, успокаивает). Единственная реакция ребенка в этот период -вокализация крика.
Первое общение между ребенком и значимым взрослым-это визуальное общение, которое начинается со второго месяца жизни. В этом возрасте младенцы фиксируют свой взгляд на лице взрослого и наблюдают и отслеживают его движения.
С двухмесячного возраста общение со взрослым устанавливается с помощью зрения, а первым мимическим движением становится улыбка ребенка в ответ на улыбку взрослого.
В возрасте 3-4 месяцев характеристики плача меняются, а интонации становятся более выраженными.
Матери могут понять потребности ребенка по его плачу. Развиваются навыки общения с помощью интонации.
Между 3 и 6 месяцами у ребенка появляется интерес к языку, он начинает прислушиваться к звукам, правильно реагировать на интонацию и узнавать знакомые звуки.
Кроме того, становятся слышны лепет (с 4-5 месяцев), возгласы восторга и потягивания. Однако можно услышать и звуки, очень похожие на гласные (а, о, и, э). Это происходит не потому, что ребенок произносит их намеренно, а потому, что артикуляционный аппарат находится в определенной случайной позе.
В возрасте четырех-пяти месяцев в речи ребенка можно услышать первые «слоги». Формируется так называемый словообразовательный механизм. Семантическая сторона речи ребенка уже значительно развита, и слова становятся реальными координаторами его деятельности и поведения.
Между 2 и 6 месяцами на монолог матери ребенок начинает отвечать звуками, жестами и подражаниями. Наиболее важной из них является подражание, особенно улыбке, на которую ребенок может реагировать.
В возрасте от 6 до 12 месяцев ребенок начинает понимать отдельные инструкции, используя знакомые словосочетания, и выполняет некоторые словесные команды, такие как «поцелуй папу», «где мама», «дай руку» и тд.
Между 8-9 и 12-14 месяцами ребенок начинает воспринимать общение с матерью и пытается отвечать на него общими жестами. Эта форма общения приближается к диалогу. Важный голос взрослого теперь воспринимается ребенком не только как фактор эмоционального воздействия, но и некий феномен, в котором можно выделить интонации вопросов, подсказок и перечислений.
Автор статьи педагог дошкольного образования МПЦ на Быстрецкой Нагаева Кристина Дмитриевна
Запись на прием +7 (920) 983-03-03
Копирование статьи запрещено.
Запись на прием +7 (920) 983-03-03
Копирование статьи запрещено.