Продолжая тему межполушарного взаимодействия, отмечу, что развитие межполушарного взаимодействия у ребенка положительно сказывается на его социально-эмоциональном развитии:
В целом, развитие межполушарного взаимодействия является неотъемлемой частью комплексного образования ребенка. Оно позволяет максимально использовать его потенциал, развивать лидерские и творческие навыки, а также повышать качество мышления и адаптивные способности. Образовательные учреждения должны уделять особое внимание этому процессу, чтобы обеспечить оптимальную учебную среду для развития межполушарного взаимодействия у детей.
Развитие взаимосвязи между полушариями завершается к 14-15 годам.
Совершенствование межполушарных взаимосвязей происходит поэтапно, зависит от генетической предрасположенности, воспитания, влияния среды. Самый важный с точки зрения нейропсихологии возраст — 3-8 лет. В этот период закладываются зрительное, слуховое, кинестетическое, кинетическое восприятие, смыслоразличение.
Заподозрить проблемы в формировании межполушарных взаимосвязей можно при наличии следующих проявлений:
Первые тревожные звоночки можно заметить еще в младенческом возрасте. Родителей должны насторожить «тормозящая» фаза перед совершением любого действия, пропуск этапа ползания, задержка начальных этапов речевого развития (гуление, лепет).
От того, насколько хорошо сформированы и развиты связи между полушариями, зависят успеваемость школьника, его умственные способности, умение воспринимать, хранить информацию, успех в профессиональной и личностной сферах.
Если связи сформированы слабо, возникают следующие проблемы:
Нормальная интеграция левого и правого полушарий, сохранение баланса в их функционировании гарантируют слаженную мозговую деятельность: когда логика взаимодействует с интуицией, автоматизм сочетается с творчеством и т.д. При нарушении проводимости одно из полушарий блокируется. Ребенок может что-либо делать, не думая, или долго размышлять, не предпринимая никаких действий.
- умении эффективно коммуницировать,
- представлении своих мыслей и понимании других людей,
- обладании лучшими навыками межличностного взаимодействия и выражения своих эмоций.
В целом, развитие межполушарного взаимодействия является неотъемлемой частью комплексного образования ребенка. Оно позволяет максимально использовать его потенциал, развивать лидерские и творческие навыки, а также повышать качество мышления и адаптивные способности. Образовательные учреждения должны уделять особое внимание этому процессу, чтобы обеспечить оптимальную учебную среду для развития межполушарного взаимодействия у детей.
Развитие взаимосвязи между полушариями завершается к 14-15 годам.
Совершенствование межполушарных взаимосвязей происходит поэтапно, зависит от генетической предрасположенности, воспитания, влияния среды. Самый важный с точки зрения нейропсихологии возраст — 3-8 лет. В этот период закладываются зрительное, слуховое, кинестетическое, кинетическое восприятие, смыслоразличение.
Заподозрить проблемы в формировании межполушарных взаимосвязей можно при наличии следующих проявлений:
- слабая способность к запоминанию;
- необоснованная агрессия у ребенка;
- проблемы с речью — нечеткое проговаривание, сбивчивость, дошкольник путает слова, часто забывает;
- ребенку сложно выстроить нормальные отношения с одногодками;
- в письме присутствует зеркальное отражение;
- малышу трудно описать ситуацию по представленной картинке;
- не получается переписать текст, не удается писать под диктовку.
Первые тревожные звоночки можно заметить еще в младенческом возрасте. Родителей должны насторожить «тормозящая» фаза перед совершением любого действия, пропуск этапа ползания, задержка начальных этапов речевого развития (гуление, лепет).
От того, насколько хорошо сформированы и развиты связи между полушариями, зависят успеваемость школьника, его умственные способности, умение воспринимать, хранить информацию, успех в профессиональной и личностной сферах.
Если связи сформированы слабо, возникают следующие проблемы:
- сложность в постановке и воспроизведении речи;
- дисграфия;
- проблемы с запоминанием;
- проблемы с арифметикой;
- невнимательность и др.
Нормальная интеграция левого и правого полушарий, сохранение баланса в их функционировании гарантируют слаженную мозговую деятельность: когда логика взаимодействует с интуицией, автоматизм сочетается с творчеством и т.д. При нарушении проводимости одно из полушарий блокируется. Ребенок может что-либо делать, не думая, или долго размышлять, не предпринимая никаких действий.
Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.
Эти упражнения полезны для стимуляции межполушарного взаимодействия в любом возрасте. Вот некоторые из них:
«Ухо – нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
«Честь – хорошо»
Правая рука отдает честь, а левая рука вытягивается вперед и поднимается большой палец, остальные же пальцы сжимаются. Положение рук меняется. По мере усвоения – движения ускорять, пробовать менять положение рук «с точностью до наоборот», хлопая между ними в ладоши.
«Пирожки»
Выполняется предыдущее упражнение под счёт: 1, 2, 3. На счёт «3» руку, которая обращена ладонью вниз, сжимать в кулак (пирожок с начинкой). По мере усвоения – движения ускорять.
«Колечки»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками: одной рукой проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) порядке, другой рукой в обратном (от мизинца к указательному) порядке.
«Зайчик – Лиса»
Пальцами одной руки сложить мордочку зайца: пальцы в кулачок, указательный и средний пальцы выставить вверх (ушки у зайца). Пальцами другой руки сложить мордочку лисы: мизинец и указательный палец согнуты – это ушки у лисы; средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты (носик у лисы). Одновременная смена положения рук «с точностью до наоборот».
Также одним из эффективных методов в развитии межполушарных связей является зеркальное рисование.
Для этого необходимо взять лист бумаги, в обе руки по карандашу или фломастеру и одновременно обеими руками рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы, узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
Также можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия.
В результате регулярного выполнения такой гимнастики повышается стрессоустойчивость, улучшаются память и внимание, облегчается процесс чтения и письма, что немаловажно для подготовки ребёнка к школе. Так же для детей старшего дошкольного возраста, существуют рабочие тетради для развитие межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. Пособия включают в себя задания, построенные на основе интеграции визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия.
Выполняя задания правой, затем левой рукой и двумя руками одновременно, ребенок включает в работу оба полушария головного мозга, что позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия, улучшить синхронизацию работы правого и левого полушарий, а так же подготовить руку к письму
Для этого необходимо взять лист бумаги, в обе руки по карандашу или фломастеру и одновременно обеими руками рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы, узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
Также можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия.
В результате регулярного выполнения такой гимнастики повышается стрессоустойчивость, улучшаются память и внимание, облегчается процесс чтения и письма, что немаловажно для подготовки ребёнка к школе. Так же для детей старшего дошкольного возраста, существуют рабочие тетради для развитие межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. Пособия включают в себя задания, построенные на основе интеграции визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия.
Выполняя задания правой, затем левой рукой и двумя руками одновременно, ребенок включает в работу оба полушария головного мозга, что позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия, улучшить синхронизацию работы правого и левого полушарий, а так же подготовить руку к письму
Автор статьи детский психолог, нейропсихолог, специалист МПЦ на Быстрецкой Фатеева Анна Николаевна
Запись на прием +7 (920) 983-03-03
Копирование статьи запрещено.
Запись на прием +7 (920) 983-03-03
Копирование статьи запрещено.