К концу первого года жизни у детей появляются первые слова. Ребенок учится произносить первый, самый простой класс слов, то есть слова с двумя слогами,
Первоначально они состоят из одного слога (мама). Через некоторое время ребенок может произносить двухсложные слова с разными слогами (ма-ша).
Например, когда ему больно, он хочет есть или жалуется, ребенок может выразить все чувства одним словом - мама.
К двум годам формируется первая фразовая речь. Она развивается в зависимости от ряда факторов, таких как слух, наследственность, уровень развития и обучения, интеллект и социальное окружение. Первые предложения состоят из двух-трех слов, выражающих просьбу («дай мне», «папа, иди», «баба, пить»).
Большинство высказываний, произносимых детьми в первые два года жизни, имеют только утвердительную форму и порядок слов в них «свой». В этих случаях «главный предмет» всегда стоит на первом месте. Дети начинают использовать для разговора игрушки, картинки и животных, а к двум годам разговор становится основным средством общения со взрослыми. Язык, состоящий из жестов и мимики, постепенно начинает исчезать.
Если речь примитивными предложениями не появляется к 2,5 годам, то темпы речевого развития считаются отстающими от нормы.
К трем годам формируется умение правильно составлять слова в предложения. Они начинают переходить от простых фраз из двух слов к использованию более сложных фраз с союзом, падежами существительных, формами единственного и множественного числа, значительно (но не сразу) увеличивается количество прилагательных.
В 3-4 года - ребенок осваивает правильное произношение гласных и согласных (р, б, м, т, д, н, к, г, х, в, ф). Звуки с, з, ш, ж становятся менее произносимыми и опускаются или заменяются на т, д, ф, в.
Восприятие фонем и усвоение произношения интенсивно развиваются на четвертом году жизни, а нормальная речь полностью формируется в первые четыре-пять лет жизни.
С четырех лет речь детей становятся все более сложной. Предложения состоят из пяти-шести слов. Дети в этом возрасте легко запоминают и рассказывают стихи, сказки по картинкам, начинают комментировать свои игровые действия. Формируется правильный порядок высказывания Шипящие звуки могут произноситься нечетко. Многие дети по-прежнему не выговаривают звук р, который появляется после 5, 5 лет.
К 5-6 годам они полностью усваивают повседневную лексику и овладевают грамматикой и типами спряжения.
Происходит полное усвоение повседневной лексики. Правильно произносятся глухие звонкие, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты и твердые. Возможны ошибки в различении. Сонорные звуки ещё формируются.
К 5 годам они могут создавать свои собственные контекстные высказывания, которые начинают напоминать короткие рассказы.
К 6 годам лексико-грамматическое формирование речи ребенка можно считать завершенным. В возрасте 6-7 лет при правильном обучении языку и отсутствии органических нарушений ребенок может правильно использовать все звуки родного языка как самостоятельные звуки речи.
К 7 годам дети начинают использовать слова, выражающие абстрактные понятия и имеющие переносные значения. К этому возрасту дети полностью усваивают разговорную и повседневную речь.
Автор статьи педагог дошкольного образования МПЦ на Быстрецкой Нагаева Кристина Дмитриевна